• Социально-экологическая ответственность
    • Общая устойчивость

Декарбонизация городов

  • Статьи

Влияние жизнедеятельности крупных городов на изменение климата вызвало серьезные дискуссии в обществе и дало старт инновациям, направленным на снижение использования углеродного топлива.

Эта важная тема также стала предметом обсуждения на пленарной панельной дискуссии «Города будущего», организованной HSBC в 2019 году. Возглавил панельную дискуссию Филипп Анри, глава Управления Группы HSBC по работе с корпоративными клиентами в странах Европы, Ближнего Востока и Африки. Участниками панельной дискуссии были:

  • Брюно Эрве, исполнительный вице-президент, глава Управления по развитию умных городов Группы SUEZ
  • Том Маккеллар, финансовый директор Lendlease в странах Европы
  • Мириам Маэстрони, генеральный директор Economie d'Energie, генеральный директор ON5 Company (Великобритания/Италия/Испания)
  • Жосуэ Танака, управляющий директор по вопросам энергоэффективности и изменения климата, Европейский банк реконструкции и развития

В настоящее время городское население составляет 50 % от всего населения мира, и в будущем эта доля, скорее всего, будет расти. На города также приходится около 80 % мирового ВВП, поскольку именно здесь сконцентрированы образование, создание рабочих мест, торговля, промышленность, финансовые услуги, инфраструктура и технологии, а также культурная экспансия.

В то же время на города приходится около 70 % мировых выбросов парниковых газов, и эта доля будет увеличиваться по мере дальнейшего роста городского населения. Таким образом, декарбонизация городов является ключевым элементом перехода к низкоуглеродной экономике и борьбы с последствиями глобального изменения климата. При этом важно, насколько быстро произойдет переход от утверждения концепций к конкретным проектам по декарбонизации, которые могут значительно снизить уровень выбросов углеводородов в городах.

Есть доступные для жителей субсидии, призванные простимулировать экологичное строительство и ремонт домов, однако многие из таких льгот широко не обсуждаются, и идея не получает дальнейшего развития... Это серьезная проблема, так как бытовое энергопотребление производит более одной трети всех мировых выбросов CO2.

МИРИАМ МАЭСТРОНИ | ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ECONOMIE D'ENERGIE, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ON5 COMPANY (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ/ИТАЛИЯ/ИСПАНИЯ)

Достигнутая динамика

Первой темой обсуждения, которую затронули участники дискуссии, был прогресс, достигнутый в решении проблемы декарбонизации городов. Выступающие сошлись в мнении, что очень важную роль здесь играет политическая воля и политическое давление со стороны населения. Именно активность городских жителей способствует внедрению крупномасштабных решений в области городской мобильности, строительства и жилья, а также «умных» решений для мониторинга качества воздуха. Хотя на первый взгляд решение проблемы декарбонизации городов имеет технический характер, при более близком рассмотрении выясняется, что большую роль играют институциональные и политические факторы.

Об этом свидетельствует и пересмотр критериев отбора частных компаний для участия в проектах городской администрации. «Мы работаем в 12 городах по всему миру, включая США, Австралию, Азию и Европу, — сказал Том Маккеллар из Lendlease. — В этих городах мы чаще всего выигрываем тендеры по новым проектам примерно на 70% благодаря нашей репутации экологически ответственной компании. По нашему опыту, коммерческие критерии, которые раньше были главными при выборе подрядчика, теперь являются определяющими лишь на 30%».

Участники панельной дискуссии выделили ряд областей, в которых, по их мнению, прогресс не столь очевиден, и одним из таких примеров является недостаточная популяризация государственного финансирования устойчивого развития. В настоящее время в Европе насчитывается около 100 млн. старых домов, которые потребляют в 6–9 раз больше энергии, чем современные энергоэффективные дома. «Есть доступные для жителей субсидии, призванные простимулировать экологичное строительство и ремонт домов, однако многие из таких льгот широко не обсуждаются, и идея не получает дальнейшего развития», — пояснила Мириам Маэстрони из Economie d'Energie. — Это серьезная проблема, так как бытовое энергопотребление производит более одной трети всех мировых выбросов CO2».

Связанное с этим препятствие — неодинаковый объем финансирования возобновляемых источников энергии и энергоэффективности, что также тормозит решение данной проблемы. По прогнозам Международного энергетического агентства, декарбонизация будет на 42% достигаться за счет энергоэффективности и на 38% за счет использования возобновляемых энергоресурсов. При этом несмотря на такую близкую степень значимости этих направлений объем их финансирования существенно отличается – гораздо больше средств инвестируется в возобновляемые источники энергии.,/p>

Другим фактором, сдерживающим прогресс в решении данной проблемы, эксперты назвали продолжающееся разрастание городов. Недавние исследования показали, что территория городов растет многократно быстрее городского населения. В худших случаях городская застройка разрастается в семь раз быстрее по сравнению с ростом населения. Это серьезная проблема, которая влияет на использование транспорта, потребление энергии и выбросы углеводородов.

Технологии и бизнес-модели

Участники панельной дискуссии также высказали свои мнения о том, как технологии и новые бизнес-модели могут внести значительный вклад в декарбонизацию городов. Так, например, в некоторых городах основное внимание направлено не на строительство новой инфраструктуры, а на рациональное использование и функциональность имеющейся инфраструктуры, а также предложение новых сервисов. Это весьма показательный экономический тренд, направленный на поиск решения, выходящего за рамки технологических инноваций.

В качестве примера Брюно Эрве из Группы SUEZ привел город Дижон (Франция). Там был запущен 12-летний проект, объединяющий проектирование, строительство и эксплуатацию множества разных объектов городской инфраструктуры - таких как уличное освещение, видеонаблюдение, регулирование дорожного движения, геолокация и городской автопарк – в рамках единого договора, исполнителем по которому является один консорциум. «Инновационный подход здесь состоит не в использовании новых технологий, поскольку необходимая технология уже существует, — отметил Эрве. — Инновационным является изменение бизнес-модели города путем устранения традиционных барьеров и нешаблонной организации работы».

Одной из насущных проблем для частных девелоперских компаний, которые сотрудничают с городскими администрациями в области устойчивого развития, является цепочка поставок. Строительство в целом не является высокоприбыльным бизнесом, поэтому в данной отрасли нет свободных ресурсов для инвестирования в инновации, необходимые для сокращения использования углеводородов в цепочке поставок, например, в производстве бетона, стали и стекла. С другой стороны, это стимулирует использование альтернативных материалов. Например, в середине 2018 года компания Lendlease завершила строительство крупнейшего и высочайшего в мире деревянного офисного здания в Брисбен Шоуграундс (Австралия). Компания в целом переосмысливает весь цикл строительства, чтобы сделать его более похожим на производственный процесс с утилизацией отходов на всем цикле производства.

Мы работаем в 12 городах по всему миру, включая США, Австралию, Азию и Европу… В этих городах мы чаще всего выигрываем тендеры по новым проектам примерно на 70% благодаря нашей репутации экологически ответственной компании. По нашему опыту, коммерческие критерии, которые раньше были главными при выборе подрядчика, теперь являются определяющими лишь на 30%.

ТОМ МАККЕЛЛАР | ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР LENDLEASE В ЕВРОПЕ

Есть и практический вопрос о том, как упростить для банков процесс финансирования зеленых технологий. Европейский банк реконструкции и развития активно работает над созданием сети, состоящей примерно из 150 местных коммерческих банков, и помогает им в организации финансирования проектов в области энергоэффективности. Важной частью этой работы является поиск способов минимизировать дополнительные расходы для банков. Один из таких способов – использование сервиса отбора технологий, позволяющего банкам определять самые передовые энергоэффективные технологии с учетом возможности их практического применения в каждой соответствующей стране. Такой отбор крайне важен, потому что даже наиболее продвинутые технологии могут оказаться малопригодными, если их сложно или невозможно применить в конкретной стране. Используя «селектор технологий», банк может быстро и легко оценить рациональность финансирования конкретной технологии в той или иной юрисдикции.

Подобный учет затрат также имеет практическую пользу с точки зрения взаимоотношений между банком и заемщиком. В частности, возникает вопрос: как лучше минимизировать административные расходы, когда проект выстроен вокруг пользователей и функциональности, а не ориентирован на инфраструктуру? «Какой пакет обеспечения в данных условиях потребуется банку? — спрашивает Брюно Эрве. — Как избежать серьезных затрат на юридические услуги при структурировании проекта? И, наконец, как мы можем упростить и удешевить этот процесс по сравнению со структурированным проектным финансированием»?

«Инновационный подход здесь состоит не в использовании новых технологий, поскольку необходимая технология уже существует… Инновационным является изменение бизнес-модели города путем устранения традиционных барьеров и нешаблонной организации работы».

БРЮНО ЭРВЕ | Исполнительный вице-президент, глава Управления по развитию умных городов Группы SUEZ

Особенности зеленого финансирования

В последние годы мы наблюдаем стремительный рост рынка зеленых облигаций. Согласно данным Refinitiv, в первом полугодии 2019 года совокупный объем выпуска зеленых облигаций составил 86 млрд долларов США, что более чем вчетверо выше уровня первого полугодия 2015 года1. Круг эмитентов также расширяется: в первом квартале 2019 года2 на рынок вышли 43 новых участника из 17 стран, на которых пришлось почти 25% от общего объема эмиссии таких облигаций. Эти цифры, на первый взгляд, выглядят впечатляющими, однако когда участников панельной дискуссии попросили высказать свое мнение о реальном влиянии зеленого финансирования на процесс декарбонизации, они ответили, что зеленые облигации по-прежнему составляют небольшой процент от общего объема выпуска облигаций.

Жосуэ Танака отметил, что ЕБРР прикладывает большие усилия, чтобы улучшить предлагаемые условия кредитования, но при этом существуют практические ограничения со стороны спроса (заемщиков). «Фундаментальные финансовые показатели, такие как кредитоспособность, по-прежнему актуальны, — подчеркнул он. — Каков физический потенциал города? Какие затраты он может себе позволить? На практике у многих мэров в 10 раз больше проектов, чем город может себе позволить, даже при условии поддержки со стороны правительства».

Так или иначе, кто-то должен покрыть расходы — это тот самый неудобный момент, о котором обычно забывают при обсуждении проблемы декарбонизации городов. У ЕБРР иной подход: он действует напрямую, работая с городскими администрациями, чтобы вместе оценить их текущие финансовые возможности, а потом и способы их увеличения, чтобы максимально расширить потенциал для проектов по декарбонизации города.

Интересно, что у некоторых организаций уже отработана бизнес-модель с моделью финансирования, которую можно назвать «зеленой», хотя официально она так не позиционируется. «Мы фактически не используем „зеленое“ финансирование, отчасти потому, что наши инвесторы уже хорошо знакомы с нашей стратегией устойчивого развития и знают о высокой прибыли, которую она приносит, — сказал Том Маккеллар из Lendlease. — Те, кто инвестирует в углеродно-нейтральные и экологичные здания, получают ощутимую выгоду, обычно опережая среднерыночный уровень доходности на три процентных пункта в год в среднем за три года».

Фундаментальные финансовые показатели, такие как кредитоспособность, по-прежнему актуальны, … . Каков физический потенциал города? Какие затраты он может себе позволить? На практике у многих мэров в 10 раз больше проектов, чем город может себе позволить, даже при условии поддержки со стороны правительства.

ЖОСУЭ ТАНАКА | управляющий директор по вопросам энергоэффективности и изменения климата, ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ

Вывод

Вероятно, самым неожиданным в состоявшейся пленарной сессии на тему декарбонизации городов стало то, что его участники много говорили именно о практических аспектах сокращения объема выбросов углеводородов. Они четко заявили, что переход от концепций к осуществлению конкретных проектов невозможен без решения ряда практических задач.

И хотя в некоторых случаях такие задачи уже решаются, есть и существенные пробелы – в частности, финансирование зачастую предоставляется не на самые актуальные нужды и не тем группам населения. Например, было бы рационально устранить разницу в объемах финансирования энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, при этом важным условием перераспределения средств является финансовая поддержка соответствующих групп городского населения, подчеркнула Мириам Маэстрони. «Руководители одного банка недавно спросили меня, в какой „зеленый“ проект им следует инвестировать средства, — сказала она. — Я ответила, что если они не собираются инвестировать в солнечные или ветряные электростанции, то могут найти 10 000 малых и средних предприятий или домохозяйств и объяснить им, что следует сделать для того, чтобы банк выдал им ссуды на проекты по энергоэффективности».

Участники панельной дискуссии:

Брюно Эрве, исполнительный вице-президент, глава Управления по развитию умных городов Группы SUEZ

Брюно Эрве руководит направлением инновационного развития городов Группы SUEZ как во Франции, так и за рубежом. Он также представляет группу SUEZ в различных национальных органах, занимающихся распространением опыта Франции в сфере устойчивого развития городов на международном уровне.

Том Маккеллар, финансовый директор Lendlease в Европе

Том Маккеллар является финансовым директором Lendlease Europe с 2016 года. Он отвечает за все финансовые вопросы, включая стратегию, инвестиции, финансовые результаты и контроль привлечения капитала в европейском регионе.

Мириам Маэстрони, генеральный директор Economie d'Energie, генеральный директор ON5 Company (Великобритания/Италия/Испания)

До основания компании Economie d’Energie, которая разрабатывает и внедряет новые бизнес-модели, необходимые для перехода к современной энергетике, Мириам Маэстрони занимала руководящие должности в различных крупных европейских энергетических компаниях. Она также возглавляет компанию McPhy, которая специализируется на водородной энергетике, а также BoostHeat, промышленный стартап, специализирующийся на производстве высокоэффективных бойлеров.

Жосуэ Танака, управляющий директор по вопросам энергоэффективности и изменения климата, Европейский банк реконструкции и развития

Жосуэ Танака, управляющий директор ЕБРР, отвечающий за операционную стратегию и планирование банка, также руководит его деятельностью в области энергоэффективности и борьбы с глобальным изменением климата. Начиная с 2006 года в ЕБРР он возглавляет работу по расширению финансирования для борьбы с изменением климата в Центральной и Восточной Европе, а также в странах Южного и Восточного Средиземноморья.

Результаты опросов

Во время пленарного заседания по декарбонизации городов всем членам аудитории было задано два взаимосвязанных вопроса. Вот что они ответили:

Что должно быть главным приоритетом городов с точки зрения декарбонизации?

  • Транспорт и мобильность: 39–40%
  • Изменение поведения горожан: около 20%
  • Здания и недвижимость: 16%
  • Источники энергии: 14%

Как вы думаете, насколько важно «зеленое» финансирование для стимулирования перемен или сокращения выбросов углерода?

  • Важно: 42%
  • Очень важно: 39%