3 ноября 2014 г.

Риски

Все компании независимо от своих размеров ежедневно сталкиваются с самыми разными рисками. Некоторые из этих рисков могут быть незначительными, а другие могут привести к закрытию бизнеса. Поэтому способность находить способы сведения к минимуму подобных опасностей является важнейшим качеством. Как объясняет Марк Хуссейн (Mark Hussain), глава подразделения HSBC Commercial Insurance & Investments, полностью нейтрализовать все риски невозможно, но можно разработать стратегию, которая снизит их до уровня, приемлемого для каждой отдельной компании

Связаться с нами

Позвоните нам по номеру: +7 (495) 721 1515

Риски, с которыми компаниям приходится сегодня справляться, чрезвычайно многообразны, но большинство из них можно отнести к основным четырем категориям: непрерывность бизнес-процессов, финансовые, торговые и кадровые риски.

Риск непрерывности бизнес-процессов

Непрерывность бизнес-процессов означает постоянную деятельность компании. В случае бедствия компания должна быть способной продолжать свою работу, а любые нарушения должны быть сведены к минимуму. Это требует разработки эффективного плана поддержания непрерывности бизнес-процессов, подкрепленного соответствующим страхованием. Однако покрытие любого вида страхования не должно ограничиваться только компенсацией физического ущерба, причиненного бедствием. Страхование лишь зданий и сырья недостаточно для обеспечения условий выживания бизнеса. Оно должно сопровождаться страховой защитой нарушений деятельности, таких как производственные потери, потери в объеме продаж, если эти факторы играют важную роль для поддержания непрерывности бизнес-процессов.

Для некоторых компаний особую важность могут представлять более специфические риски. На некоторых производственных предприятиях критическое значение для жизнеспособности бизнеса может иметь определенный заводской участок или оборудование. Если оно сломается, возможны нарушения во всем остальном производстве. Причиной аварии может быть даже не стихийное бедствие, а простая ошибка оператора, однако независимо от причин крайне необходимо обеспечить соответствующую защиту.

Производственным предприятиям нужно защитить себя от потенциальных издержек и нарушений, связанных с претензиями по качеству продукта. Лишь одно громкое дело, касающееся ответственности производителя за качество выпускаемой продукции, может привести к закрытию бизнеса так же легко, как серьезный пожар или наводнение.

Эффективное планирование непрерывности бизнес-процессов должно также охватывать риски, связанные с ключевым персоналом. Потеря из-за серьезного заболевания или смерти квалифицированного сотрудника, обладающего необходимым опытом или отвечающего за отношения с клиентами, может сильно повлиять на бизнес. Остальные сотрудники, возможно, не смогут восполнить этот пробел, и если не будет быстро найдена подходящая замена, клиенты могут потерять доверие к компании.

Финансовый риск

Аспект ключевого персонала в риске непрерывности бизнес-процессов является также и важным аспектом финансового риска. Необходимо защититься от потери ведущих сотрудников на самом базовом уровне в виде обеспечения достаточных средств для поддержания повседневных операций и подбора кадров для замены.

Тем не менее, это не означает автоматического покрытия займов, которые могут быть у компании. В сложившейся напряженной ситуации, когда с большой долей вероятности пострадают доходы, остальные сотрудники не захотят иметь дополнительных забот по погашению кредитования. Смежный аспект — насколько безболезненно и успешно можно обеспечить дальнейшее развитие компании.

Торговый риск

Малые и средние компании стали гораздо активнее участвовать в международной торговле, чем раньше. Для них важным фактором развития на многих западных рынках (помимо расширения возможностей международной торговли) стали экономические последствия кризиса 2008 года. Компании осознали, что несовершенство экономики в своих странах не обеспечат им достойные возможности роста. Поэтому они стараются находить новые возможности по всему миру (особенно на развивающихся рынках).

Недостатком поиска точек роста является торговый риск. Компаниям приходится работать с клиентами в других странах, используя незнакомые формы ведения бизнеса и гражданского права. В этих условиях иметь дело с задержками платежей или с клиентами, не выполняющими обязательства, крайне рискованно. Один крупный международный инцидент, связанный с кредитованием, может нанести компании непоправимый ущерб.

Помимо торговых и финансовых рисков международной торговли существуют также риски, связанные с перевозками на дальние расстояния. Одно дело поставка товара на сто километров внутри страны, и совсем другое — международные поставки за тысячи километров. Утрата или повреждение товаров во время морских перевозок — это не только риск непосредственных финансовых потерь; здесь скрывается также серьезный риск ухудшения отношений с клиентами и коммерческой репутации.

Кадровый риск

Помимо упомянутых ранее последствий смерти или неизлечимой болезни ведущего специалиста существует также риск его ухода на другое предприятие. В худшем случае сотрудник перейдет к прямому конкуренту, но даже если это не так, финансовые последствия могут быть существенными. Вполне вероятно, что надумавший покинуть компанию сотрудник будет работать непродуктивно во время поиска новой работы; будут издержки, связанные с временным замещением ушедшего сотрудника, и любой новый сотрудник не сможет полноценно работать до тех пор, пока не освоится в новой должности. А также возникнут затраты на подбор сотрудников для замены. Один из широко известных показателей данного сценария свидетельствует о том, что уход ведущего специалиста обходится компании в сумму, от равной до вдвое превышающей размер его заработной платы. [1]

Нужно также учитывать социальные издержки ухода ведущего специалиста. Возможно, что сотрудник такого уровня наладил важные связи для совместной работы внутри компании, и это способствовало его эффективной работе и, в частности, взаимодействию разных отделов. Если сотрудник работал с клиентами, существует также риск, что отношения с клиентами и отделом продаж будут нарушены — особенно в случае перехода сотрудника к прямому конкуренту.

Заключение: решения

К счастью, с помощью различных форм страхования можно смягчить многие из вышеупомянутых рисков. В случае с непрерывностью бизнес-процессов различные виды рисков можно застраховать отдельно, а для некоторых предприятий можно оговорить все необходимые риски в одном комплексном коммерческом страховом полисе. В случае с финансовыми рисками можно оформить страхование жизни и серьезных заболеваний ведущих сотрудников, а займы можно застраховать с помощью кредитного страхования. Торговые риски можно ослабить с помощью ряда решений, например страхования торгового кредита, а риски грузовых перевозок можно покрыть страхованием грузов при морских перевозках. Предоставление сотрудникам привлекательного социального пакета, который включает в себя здравоохранение, пенсионные схемы и групповое страхование жизни, может помочь предприятиям сохранить квалифицированный персонал.

Тем не менее, хотя страховая защита и является потенциальным решением, оно будет работать только в том случае, когда соответствует приоритетам и потребностям компании. Идеальное решение по страхованию для одной компании может не подойти другой компании. Поэтому абсолютно необходимо соблюдать осмотрительность при выборе типов страхования в соответствии с финансовыми потоками, деятельностью и долгосрочными целями компании.

[1] «Investing in People: Financial Impact of Human Resource Initiatives», Cascio и Boudreau, 2008 г.

Информация, представленная на данной странице, подготовлена Группой HSBC, и переведена Банком с разрешения Группы HSBC, для вашего удобства.

Вы переходите с сайта HSBC CMB по внешней ссылке.

Обратите внимание, что политики внешних сайтов будут отличаться от условий и положений, а также политики конфиденциальности нашего веб-сайта. Внешняя ссылка откроется в новом окне или в новой вкладке браузера.