3 ноября 2014 г.

Управление торговыми рисками

При глобализации наблюдается активный рост количества малых и средних предприятий, начинающих торговать на международном уровне. Хотя это значимый шаг с точки зрения доходности и диверсификации, он несет в себе новые риски. По мнению Марка Хуссейна (Mark Hussain), главы подразделения HSBC Commercial Insurance & Investments, подобные риски можно ослабить с помощью экономических мер.

Связаться с нами

Позвоните нам по номеру: +7 (495) 721 1515

Развитие Интернета и рост глобализации в корне изменили «демографическую» картину мировой торговли. Компании малого и среднего бизнеса (МСБ), которые раньше торговали только внутри страны, быстро привыкают к деловым операциям с покупателями и поставщиками по всему миру. Опрос, проведенный в Великобритании поставщиком ПО для бухгалтерского учета Exact в 2014 году, показал, что в настоящее время около 54% предприятий МСБ продают свои продукты или услуги за границей. В обрабатывающей промышленности этот показатель еще выше — 68%. Более того, экспорт является сейчас самой большой сферой экономического роста для 19% компаний МСБ в Великобритании, общее количество которых составляет 4,8 млн1.

Еще один показатель усиления присутствия компаний МСБ в мировой торговле развитых стран — замедление темпов экономического роста во многих из этих стран с 2008 года. Небольшие компании осознали, что они не могут рассчитывать на расширение внутренних рынков и поэтому стали искать возможности за рубежом. В последнем отчете International Trade Monitor[2], проведенном по заказу Western Union, говорится, что 83% из опрошенных компаний МСБ положительно отзываются о текущих условиях международной торговли — это самый высокий уровень оценки за всю историю исследований. Кроме того, в 71% компаний уверены, что продолжат международное развитие в ближайшие 6–12 месяцев.

Международные торговые риски и способы управления ими

Кредитный риск

Оптимизм и активность предприятий МСБ обнадеживают, но торговля на международных рынках сопряжена с новыми рисками. Один из наиболее серьезных — кредитный риск, связанный с клиентами за границей. Внутренние кредитные риски рассматриваются в контексте знакомой законодательной базы и деловой практики. Но подобная практика не применима, если клиенты находятся на расстоянии тысячи километров. Особенно это касается мелких компаний, для которых неисполнение обязательств всего перед одним важным зарубежным клиентом может иметь тяжелые последствия и даже привести к закрытию. Классическим примером может быть ситуация, когда крупный и, на первый взгляд, внушающий доверие новый зарубежный клиент настаивает на расчетах по форме открытого счета. Не прибегая к защите такого механизма, как аккредитив, компания-поставщик МСБ рискует не получить платеж от покупателя и понести полный ущерб.

К счастью, всегда доступен экономически эффективный способ смягчения этих рисков: страхование торговых кредитов. Помимо покрытия риска убытков по дебиторской задолженности, поставщики могут сберечь значительные ресурсы, необходимые для возмещения безнадежных долгов за рубежом. Более того, страхование торгового кредита может также использоваться для покрытия дополнительных рисков, что предотвращает платежи, даже если клиент готов платить. Среди прочего, к таким рискам могут относиться военные действия, ввод валютного контроля и государственных ограничений по импорту и экспорту.

Страхование торгового кредита позволяет улучшить процентную ставку, которую компания может получить при финансировании дебиторской задолженности, установленной в банке, с которым она имеет дело. В то же время смягчение кредитного риска дает ключевым платежеспособным клиентам больше возможностей стратегического расширения продаж. И наконец, страхование торгового кредита дает компаниям доступ к специалистам-аналитикам кредитного отдела банка, которые могут провести глобальный анализ экономических и корпоративных оперативных данных. Это особенно полезно для компаний, которые стремятся выйти на новые рынки, и может помочь им сэкономить ресурсы при проверке кредитоспособности потенциальных клиентов, а также при анализе более общих проблем, например странового риска.

Риск, связанный с перевозками

Еще один риск, с которым сталкиваются новые экспортеры, — потеря грузов при морских перевозках. Это может оказать тем большие негативные последствия для развития малого или среднего предприятия, если у такой компании небольшая валовая прибыль на продукты. Даже частичная потеря груза может вызвать проблемы: повреждение и просрочка доставки могут стать причиной разногласий по договорам с клиентами, а также нанести долгосрочный ущерб репутации. Кроме того, как и в случае с кредитным риском, знакомая бизнесу правовая база внутри страны не применима к морским перевозкам, поэтому требуются применение более специальных мер.

К счастью, это доступно в форме страхования грузов в морских перевозках. Этот вид страхования обеспечивает комплексную защиту товаров во время перевозок по всему миру (включая хранение). Условия страхования можно изменить в соответствии со спецификой клиента с точки зрения типов товаров, их назначения и транспортировки.

Поэтому клиент может быть абсолютно уверенным в том, что в случае уничтожения, повреждения, кражи и задержки груза воздействие на его бизнес и цепочку поставок будет минимальным.

Вывод: максимальные возможности и минимальные риски

Возможности международных торговых отношений для малого и среднего бизнеса существенно расширились. Но чтобы воспользоваться ими в полной мере, необходимо свести к минимуму сопутствующие риски. Идеальный партнер для торговых кредитов и страхования морских перевозок — это банк, который оказывает настоящую помощь и хорошо разбирается в бизнесе отдельных клиентов и потенциальных рисках.

Информация, представленная на данной странице, подготовлена Группой HSBC, и переведена Банком с разрешения Группы HSBC, для вашего удобства.

Вы переходите с сайта HSBC CMB по внешней ссылке.

Обратите внимание, что политики внешних сайтов будут отличаться от условий и положений, а также политики конфиденциальности нашего веб-сайта. Внешняя ссылка откроется в новом окне или в новой вкладке браузера.